Паруса Крузенштерна

Опубликовано: 05.11.2018


Идет ХХI век, современные корабли и моторные яхты, кажется, вот-вот полностью вытеснят парусные суда. Но, нет, в нас жив дух свободы и приключений. И потому интерес к парусным судам и яхтам не ослабевает. Кому посчастливилось вживую видеть большое парусное судно, никогда не забудет непередаваемое чувство возвращения в детство – время романтики и мечтаний. История знает немало знаменитых парусников: «Санта-Мария» — флагманское судно экспедиции Христофора Колумба, «Ботик Петра Первого», самый знаменитый литературный парусник «Эспаньола» из романа «Остров сокровищ».

Героем сегодняшнего рассказа станет не менее известный парусник «Крузенштерн». Это уникальное парусное судно, получившее вторую жизнь, ведет свою историю с 11 июня 1926 года, когда было спущено на воду в немецкой верфи Текленборга под именем «Падуя». Основные характеристики судна: водоизмещение 6400 тонн, длина 114,5 м, ширина 14 м, осадка 7,2 м, площадь парусов 3500 кв. м, высота мачт 56 м от ватерлинии. Как «Падуя» судно использовалось для грузовых перевозок в Южную Америку и Австралию. В свои трюмы судно могло брать 4000 тонн груза. Парусное вооружение было упрощенным. На палубе у мачт находились марсофальные, брамфальные и брасовые лебедки, вдоль бортов располагались ручные механические шпили для работы со шкотами нижних парусов. Это позволяло небольшому экипажу справляться с тяжелым рангоутом.

В 1946 году судно по репарации было передано Советскому Союзу и получило имя русского адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов. После капитального ремонта «Крузенштерн» по программе Академии наук СССР выполнял научно-исследовательские работы в Атлантическом океане. Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России, и на нем проходят практику курсанты со всего мира. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах. В 1992 году «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля, показав рекордную скорость – 17,4 узла. В мире осталось совсем немного парусных судов, крупных всего не более пятидесяти. Но на наше счастье их не перестали строить, и в будущем количество парусных судов будет только расти. Для этого есть реальные основания.



Всегда паруса Крузенштерна…


Имя Ивана Федоровича Крузенштерна известно даже самым маленьким: помните бессмертный советский "простоквашинский" мультсериал и обаятельного кота Матроскина? Так вот, на корабле с таким именем плавала его бабушка, судовая кошка. С именем Крузенштерна связано и множество морских легенд. Сегодня знаменитому мореплавателю, совершившему первое российское кругосветное плавание, исполнилось бы 240 лет.

Фото: AP

Помните знаменитую песню барда Александра Городницкого? "Под северным солнцем неверным, под южных небес синевой, всегда паруса "Крузенштерна" шумят над моей головой". Это о паруснике, который попал в СССР после Второй мировой — его отобрали в качестве трофея у побежденных немцев. Интересно, что в Германии парусник носил итальянское имя "Падуя", а в СССР ему присвоили фамилию знаменитого немца, правда, обрусевшего…

А теперь о человеке. Адам Иоганн фон Крузенштерн, ставший у нас Иваном Федоровичем, родился 19 ноября 1770 года в имении Хагудис в Эстонии. Мальчик из небогатого дворянского рода окончил Морской кадетский корпус в Кронштадте, участвовал в морских сражениях и очень интересовался открытием новых морских торговых путей. Например, между Россией и Китаем. Сухопутное путешествие, скажем, из Москвы до Охотска весьма проигрывало в экономическом плане водному вояжу. Иван Федорович пробился на прием к императору Александру I, и тот распорядился выделить ему денег на первое в российской истории кругосветное путешествие. Русская кругосветка стартовала в 1803 году.

В начале августа этого далекого от нашего времени года при большом стечении народа экспедиция Крузенштерна вышла из Кронштадта на двух парусных шлюпах "Надежда" (на борту которого находилась миссия в Японию во главе Николаем Резановым) и "Нева" (которым командовал однокашник и помощник Крузенштерна капитан Юрий Лисянский). Главная цель плавания заключалась в исследовании устья Амура и соседних территорий для выявления удобных мест и маршрутов снабжения товарами русского Тихоокеанского флота.



Паруса «Крузенштерна»


Расправлены вымпелы гордо,
Не жди меня скоро, жена,
Опять закипает у борта
Крутого посола волна.
Под северным солнцем неверным,
Под южных небес синевой
Всегда паруса «Крузенштерна»
Шумят над моей головой.


Каждому современному человеку хочется хотя бы раз в жизни подняться на борт красивого парусника, чтобы почувствовать себя совершенно свободным от ежедневных забот, вдохнуть полную грудь свежего воздуха и хотя бы на короткое время вообразить себя путешественником, отправляющимся в дальние страны.
И как оказалось эта мечта осуществима, нужно просто дождаться, когда в сочинскую гавань войдет великолепный барк «Крузенштерн» и можно будет посмотреть на корабль с близкого расстояния и даже подняться по удобному трапу на широкую палубу, потрогать мощные канаты, заглянуть в машинное отделение, покрутить огромный руль и даже ударить в начищенный до блеска корабельный колокол…
Парусник «Крузенштерн» имеет интересную историю. На самом деле этот четырехмачтовый барк сначала был назван «Падуа» и он сошел со стапелей Германии в 1925 году. Сегодня глядя на него, не скажешь, что ему исполнилось 90 лет.
Сегодня «Крузенштерн» — это учебное парусное судно, названное именем известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна, его порт приписки – Калининград.
Но у парусника была и другая судьба. Известный немецкий судовладелец из Гамбурга, компания Фердинанда Лайеша, заказала в 1925 г. на верфи в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной парусник – четырехмачтовый барк. Меньше года ушло на постройку корпуса.
По давней традиции, названия судам, построенным для компании Лайеша, давали женщины, и эти названия обязательно должны были начинаться на букву «Р». На этот раз честь дать имя кораблю досталась дочери одного из судовладельцев, Эрика Ф. Лайеша, одиннадцатилетней Кристине Лайеш. Тонкая девичья рука не дрогнула, и бутылка шампанского разбилась о кованый форштевень судна. Судно назвали «Padua» и вряд ли кто мог тогда представить, какой сложный рисунок судьбы предначертан этому кораблю.
«Падуа» сразу вошла в десятку крупнейших парусников мира.
Наибольшая ее длина – 114,5 м, ширина – 14,02м, осадка по конструктивную линию – 7,2 м, полное водоизмещение – 6400 тонн. Общая площадь парусов, которую судно могла нести на 4-х мачтах высотой 56 метров, составляла от 3400 до 3800 кв. метров. Вес всего рангоута – 200 тонн.
В первый рейс на «Падуа» капитаном был назначен Карл Шуберг. С 1926 по 1941 год парусник совершил в общей сложности семнадцать рейсов, пятнадцать из которых были трансокеанскими. После окончания Второй мировой войны было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами: СССР, США и Англией. В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» — в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей. В 1959 – 1961 годах «Крузенштерн» прошел капитальный ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе.После ремонта в течение пяти лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику военно-морских учебных заведений.
Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах. Наибольшего успеха в международных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость — 17,4 узлов (32,4 км/час).
«Крузенштерн» — это корабль символ! Он заходил в сочинский порт во время проведения Олимпиады – 2014, участвовал в знаменитых морских парадах в городе-герое Севастополе, а главное этот корабль очень близок людям, когда он заходит в порты, его борт становится настоящим экскурсионным объектом, на который может совершенно бесплатно попасть любой желающий. На встречу с кораблем традиционно приходят много людей. Наверное, каждому хочется почувствовать вкус морской романтики, познакомиться к кораблем, его историей и сделать замечательные фото.



Паруса "Крузенштерна". Повесть о юнгах и капитанах XXI века


Документальный фильм (Россия). 4 фильма.

О первом русском кругосветном плавании Ивана Федоровича Крузенштерна (1803 - 1806). Спустя 200 лет по тому же маршруту в кругосветную экспедицию отправляется учебная барка «Крузенштерн», на борту которой курсанты морских училищ и юнги. Они и есть главные герои фильма. В руках мальчишек – дневники лейтенанта Ермолая Левенштерна, описавшего все коллизии плавания Крузенштерна. В течение долгих месяцев плавания юнги пройдут через шторма, трудности, разочарования, испытания морской жизнью, которая полна тяжелой каждодневной работы. На наших глазах они возмужают, научатся работать в команде и превратятся в настоящих моряков.

В фильме участвуют: Леонид Свердлов – исследователь плавания Ивана Крузенштерна; легендарный капитан Геннадий Коломенский – наставник парусника «Крузенштерн»; праправнук Ивана Крузенштерна – Александр Прищепов, в прошлом юнга и тоже участник кругосветки.

«Мечты сбываются»
Рассказ об Иване Крузенштерне и начале его экспедиции вокруг света. Герои фильма на прощальном вечере в Морской школе рассказывают о своих мечтах. Зрители станут свидетелями выхода парусника «Крузенштерн» из Санкт-Петербурга, узнают с какими трудностями столкнутся юнги в первые недели плавания на этапе Санкт-Петербург – Бремерхафен.

«Испытание»
О морских буднях и разочарованиях, которые постигнут героев – 15-летних юнг. Морская жизнь полна тяжелой каждодневной работы. Из дневников Ермолая Левенштерна они узнают, какие проблемы были у Крузенштерна в связи с нахождением на борту шлюпа «Надежда» камергера Николая Петровича Резанова. Герои обоих экспедиций (с интервалом в 200 лет) дойдут до Канарских островов и выйдут в Атлантический океан.

«Огненная земля»
О событиях, произошедших на паруснике «Надежда» на морском переходе Канарские острова – Южная Америка – мыс Горн; о конфликте Крузенштерна с Николаем Резановым, задумавшим сорвать первое кругосветное плавание русских. Наши юнги пройдут экватор и преодолеют свои сомнения, попадут в штормы и научатся работать в команде.

«Шторм у мыса Горн»
О героическом прохождении пролива Дрейка и мыса Горн шлюпом «Надежда», а через 200 лет барком «Крузенштерн». О стойкости характера юнг, о преодолении шторма, о порте Вальпараисо и об острове, где разгорелся самый острый конфликт Николая Резанова с командой. В порт Владивостока юнги вернуться возмужавшими моряками.

Подробнее о фильме >>

Читайте также:
Граф Резанов оказался подлецом (Известия)